
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2023 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Матвиенко О.А., при секретаре Пержаковой Д.И., с участием представителя истца помощника прокурора Куйбышевского района г. Иркутска <ФИО>1, представителя ответчика <ФИО>2, действующей на основании доверенности от <дата>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 1988/2023 по иску прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах субъекта Российской Федерации к ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований указано, что на основании решения о проведении проверки <номер> от <дата> прокуратурой района совместно со специалистами территориального органа Росздравнадзора по Иркутской области и министерства здравоохранения Иркутской области проведена проверка в отношении ГБУЗ «Областной онкологический диспансер», по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, ГБУЗ «ООД» осуществляет деятельность больничных организаций, код: <данные изъяты> на основании лицензий на осуществление фармацевтической деятельности (<данные изъяты>), медицинской деятельности (<данные изъяты>).
В ходе проверки установлено следующее.
<дата> между ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» и ООО «<данные изъяты>» заключен контракт <номер> на поставку лекарственного препарата для медицинского применения <данные изъяты> (торговое наименование – <данные изъяты>).
Предмет контракта - поставка лекарственного препарата (далее - ЛП) согласно п. 1.1 контракта. Согласно Техническим характеристикам - Приложение <номер> к контракту - остаточный срок годности лекарственного препарата на дату получения товара заказчиком должен составлять не менее 12 месяцев. Цена контракта - <данные изъяты> руб. (согласно Спецификации - Приложение <номер> к контракту - цена 1 упаковки ЛП составляет <данные изъяты> руб.).
Согласно товарной накладной <номер> и акту приема-передачи товара контракт исполнен <дата> фактической поставкой одной партией лекарственного препарата в количестве <данные изъяты> упаковок. Лекарственный препарат в количестве <данные изъяты> упаковок принят провизором аптеки ГБУЗ «ООД» <ФИО>3, что подтверждено подписью указанного должностного лица и штампом: «внутренний контроль пройден».
При этом, в соответствии с сертификатом анализа производителя <данные изъяты> <номер> срок годности лекарственного препарата - <дата>.
То есть, на момент приемки в нарушение условия контракта срок годности ЛП составлял менее 12 месяцев, а именно <данные изъяты>. Таким образом, ГБУЗ «ООД» осуществлена приемка товара, не соответствующего условиям контракта, а именно требованию к сроку годности товара (гарантии): «Остаточный срок годности не менее 12 (месяцев) на дату получения товара заказчиком».
Из карточки движения препарата в отделении дневного стационара установлено, что выдача пациентам лекарственного препарата, приобретенного по контракту <номер> осуществлялась в период с <дата> по <дата>.
Так, <данные изъяты> упаковки предоставлены с возможностью использования пациентами в пределах срока годности.
<данные изъяты> упаковка предоставлена пациенту <ФИО>4 <дата>. С учетом плана лечения и дозировки (<данные изъяты> мг., т.е. <данные изъяты> капсул/день) пациент мог принять <данные изъяты> капсул (вкл. <дата>) из <данные изъяты> в пределах срока годности.
<данные изъяты> упаковка предоставлена пациенту <ФИО>5 <дата> и не могла быть использована в пределах срока годности.
В связи с истечением срока годности данная упаковка подлежала уничтожению, вместе с тем ГБУЗ «ООД» уничтожение лекарственных препаратов не производилось.
Таким образом, приемка и использование ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» лекарственного препарата, использование которого в пределах срока годности было невозможно, отрицательно сказалось на бюджете Иркутской области в виду его неэффективного использования.
Отношения, возникающие в связи с обращением, хранением, применением, уничтожением лекарственных средств регулируются Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - ФЗ № 61).
Из п. 38 ст. 4 ФЗ № 61 следует, что лекарственное средство, не соответствующее требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа, является недоброкачественным и согласно ст. 59 ФЗ № 61 подлежит изъятию из обращения и уничтожению.
Права и обязанности медицинских организаций урегулированы Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 323). Данным Федеральным законом гарантируется право на охрану здоровья, которое обеспечивается производством и реализацией качественных и безопасных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи (ч. 2 ст. 18 ФЗ № 323).
При оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с ФЗ № 61.
<данные изъяты> - таргетный противоопухолевый препарат, который входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р).
В силу п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Приемка и использование ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» лекарственного препарата, использование которого в пределах срока годности отрицательно сказалось на бюджете Иркутской области в виду его неэффективного использования.
Так, поскольку ЛП не подлежал использованию в количестве <данные изъяты> капсул (<данные изъяты> капсул из упаковки, выданной после истечения срока годности + <данные изъяты> капсул, из упаковки, которая могла быть использована частично), исходя из стоимости <данные изъяты> капсулы (<данные изъяты> рублей) сумма ущерба бюджету Иркутской области составляет <данные изъяты> рублей.
Истец просит суд взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной онкологический диспансер» денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, в бюджет Иркутской области, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Министерства финансов Иркутской области <номер>.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Куйбышевского района г. Иркутска <ФИО>1 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика <ФИО>2, действующая на основании доверенности от <дата>, представила отзыв ГБУЗ ООД на исковое заявление, а также добровольно и без принуждения заявила о признании исковых требований, подтвердив этот факт своей подписью в заявлении, приобщенном к материалам дела.
Порядок и последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 39, 173, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, представителю ответчика судом разъяснены и понятны (ч. 2 ст. 173 ГПК РФ).
Представитель третьего лица Министерства финансов Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.
Суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, изучив имеющиеся в нем доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.
Суд принимает признание иска ответчиком, что не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах субъекта Российской Федерации к ГБУЗ «Областной онкологический диспансер» о взыскании денежных средств подлежат удовлетворению.
Согласно ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчика в бюджет муниципального образования «город Иркутск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Иркутска удовлетворить.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной онкологический диспансер» ИНН <номер> денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в бюджет Иркутской области, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Министерства финансов Иркутской области <номер>.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной онкологический диспансер» ИНН <номер> государственную пошлину в доход муниципального образования «город Иркутск» в размере <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения <дата>.
Судья О.А. Матвиенко